MNU Logo
Мы готовим профессионалов, конкурентоспособных на международном уровне – декан МШЭ MNU Сауле Кемельбаева - MNU

16.05.2025

Мы готовим профессионалов, конкурентоспособных на международном уровне – декан МШЭ MNU Сауле Кемельбаева

Большинство образовательных программ Maqsut Narikbayev University (MNU) представлено в Международной школе экономики (МШЭ). Специальности школы продолжают получать престижные аккредитации, студенты побеждают на различных соревнованиях, запускается новая магистерская программа. В преддверии 20-летнего юбилея школы декан МШЭ Сауле Кемельбаева рассказала подробнее о реализованных проектах и планах на будущее.

— Сауле Султановна, завершается очередной академический год для университета. Чем он запомнился для Международной школы экономики? Какие ключевые события вы бы отметили?

— В числе наиболее значимых событий завершающегося академического года: получение новой международной профессиональной сертификации от Chartered Institute of Marketing в Великобритании для нашей программы бакалавриата по маркетингу; открытие совместной образовательной программы с Бизнес-школой Монпелье во Франции; открытие новой образовательной программы магистратуры по политологии и международным отношениям.

Мы снова подтвердили ведущие позиции в рейтинге образовательных программ НПП РК «Атамекен»: из четырех участвующих программ бакалавриата «Экономика» и «Менеджмент» заняли первое, а «Финансы» и «Бухгалтерский учет» – второе место среди 40-60 университетов страны.

Шесть наших студентов завершили программу двойного диплома с Университетом прикладных наук Хоф в Германии по бизнесу и по IT. Наши студенты в этом году показали очень хорошие результаты не только в учебе, но и во внеучебных профессионально-ориентированных мероприятиях. В частности, они приняли участие в более чем 15 кейс-чемпионатах и других турнирах, организованных топовыми компаниями, и во многих из них заняли призовые места. Около 200 наших студентов приняли участие в Big4 weeks, отборочных тестах и интервью в компании большой четверки, многие получили приглашения на работу или оплачиваемую стажировку.  

В этом году при МШЭ открыты два научных центра: Центр экономических исследований и Центр глобального и регионального управления. В общей сложности за год коллегами, занятыми в научном блоке, организовано более 10 исследовательских мероприятий, три студенческие конференции, а также опубликовано 29 научных работ, в том числе 16 статей в журналах, индексированных в базах Scopus и Web of Science.

Отдельно подчеркну, что четверо студентов и недавних выпускников сдали первый уровень экзамена CFA с первой попытки. CFA (Chartered Financial Analyst) – это одна из наиболее престижных международных профессиональных сертификаций в области финансов. Чтобы получить статус обладателя сертификата CFA, нужно сдать три сложных экзамена, первый из которых включает десять предметов в области финансов, экономики и статистики. Наша программа бакалавриата покрывает до 90% содержания этого экзамена, т.е. студент, обучаясь на бакалавриате, одновременно готовится к сдаче экзамена, а лучшие студенты могут также получить существенный дисконт на регистрационный взнос. Сдать экзамен CFA очень сложно, доля сдавших экзамен обычно не превышает 40-45%. Таким образом наши студенты показывают хорошие результаты. Магистратура по финансам готовит не только к первому, но и ко второму и третьему уровню; мы верим, что ребята, сдавшие первый уровень, смогут также успешно сдать второй и третий.

— Помимо аккредитации образовательных программ такими престижными международными агентствами, как FIBAA, CIMA, CFA, GARP, специальности «Бухгалтерский учет» и «Финансы» прошли реаккредитацию авторитетной международной ассоциации ACCA. Что это дает для студентов? Какие преимущества открываются перед выпускниками школы и планируется ли получение аккредитации от других крупных мировых агентств?

— В этом году мы реаккредитовали программы «Финансы» и «Бухгалтерский чет» АССА до 2029 года. Содержание этих программ покрывает 9 из 13 экзаменов полной сертификации АССА, престижной британской сертификации в области бухгалтерского учета и финансов. 9 экзаменов из 9 – это максимум, возможный для университетов.

Программы МШЭ были впервые аккредитованы ACCA в 2016 году, что подтверждает их высокое качество и соответствие строгим международным требованиям, обеспечивая студентам доступ к актуальным знаниям и лучшим практикам. В рамках аккредитации для наших студентов действует программа Акселерат АССА — стипендиальная программа, дающая возможность получить освобождение от экзаменов и зарегистрироваться в АССА со значительной скидкой.

Как я отметила выше, мы получили признание программы «Маркетинг» The Chartered Institute of Marketing. CIM – это старейшая в мире профессиональная организация маркетологов, которая основана более 115 лет назад. Сегодня она представлена и признана более чем в 120 странах, например, 30-35% маркетинг-директоров в мире – обладатели сертификата CIM. Начальный уровень сертификации CIM включает экзамен по четырем модулям. Аккредитация CIM означает, что выпускники нашей программы в области маркетинга получат освобождение от двух из них, а также в рамках обучения – углубленную подготовку к оставшимся двум. Также CIM предоставляет нам доступ к своим передовым ресурсам: литературе, вебинарам и т.д. Конечно, в рамках подготовки к сертификации мы пересмотрели программу, приблизив ее к контенту сертификации: она теперь больше направлена на развитие исследовательских и аналитических, а не «мягких» навыков.

Из планов на будущее у нас – получение международного профессионального признания для специализации по управлению цепочками поставок и производственному менеджменту. Мы сейчас активно развиваем эту перспективную специализацию; она предоставляет студентам знания не только об основных концепциях логистики и производства, но и понимание операционного менеджмента, стратегии и инженерных решений.

Получение и поддержание международных профессиональных сертификаций требует от нас инвестиций времени и ресурсов, но результаты стоят наших усилий. Они не только приближают знания и навыки выпускников к международным стандартам и лучшим профессиональным практикам, но и открывают широкие карьерные перспективы, в числе которых возможность работать в международных компаниях, претендовать на более высокую стартовую зарплату, значительное повышение шансов на быстрое карьерное продвижение.

Наша задача и социальная ответственность — чтобы наши выпускники стали уверенными в себе профессионалами, способными обеспечить достойную жизнь себе и своим семьям, вносить вклад в развитие профессионального сообщества в Казахстане и в целом в развитие нашей страны.

— Большая часть обучающихся в MNU являются студентами, магистрантами Международной школы экономики. Является ли это свидетельством высокого качества и практической направленности образовательных программ? Как удается завоевывать доверие абитуриентов и соответствовать международным стандартам?

— Действительно, в этом году число студентов МШЭ немного превысило число студентов других школ, но это и потому, что у нас больше образовательных программ. И мы, так же, как и коллеги из других школ нашего университета, прилагаем максимум усилий, чтобы наши программы соответствовали самым высоким ожиданиям работодателей. Как специалист по рынку труда, я всегда говорю нашим студентам, что при успешном завершении обучения у нас, возможно, они будут немного overqualified (сверхквалифицированы) для казахстанского рынка труда, но лучше быть сверхквалифицированным, чем недоквалифицированным.

Мы также должны понимать, что выходящая сейчас на рынок труда молодежь находится в невыгодном положении. В ближайшее десятилетие мы будем испытывать давление неблагоприятного демографического тренда – число молодежи, выходящей на рынок труда, будет превышать число создаваемых рабочих мест, поскольку экономика не растет теми темпами, которые соответствовали бы демографическому тренду. Поэтому, я думаю, что наши выпускники должны быть конкурентоспособными на международной арене: будет замечательно, если они будут работать в Казахстане, но они должны чувствовать себя уверенно и в плане рассмотрения международной карьеры, что уже можно сказать о многих наших выпускниках.

Завоевывать доверие можно только через высокий профессионализм и стандарты того, что мы делаем. Поддержание качества – это сложный процесс, требующий вовлечения каждого члена команды, начиная от преподавателя, непосредственно дающего знания студентам в классе, и заканчивая прокторами на экзаменах, строго следящими за этикой их исполнения. Каждый член нашей команды разделяет эти ценности, поэтому мы работаем как слаженный механизм. Отмечу также, что все наши преподаватели – международно-конкурентоспособны, т.е. при желании они легко могут найти работу в международных компаниях и зарубежом, т.к. они сами имеют дипломы международно-признанных университетов, профессиональные сертификации, обучались на английском, и многие из них имеют большой опыт работы в индустрии и/или зарубежных университетах.

— Как известно, помимо экономических специальностей, школа также готовит будущих ITспециалистов и дипломатов. Насколько важны данные образовательные программы? Растет ли популярность освоения студентами дополнительных специализации (minor)? Расскажите пожалуйста также подробно о новой магистерской программе «Политология и международные отношения»?

— Программа «Международные отношения» была запущена в нашей школе пять лет назад, в этом году мы провожаем второй выпуск бакалавров. Программа несмотря на то, что она менее прикладная, чем бизнес специальности, оказалась очень популярной среди абитуриентов, и сейчас 30% наших студентов бакалавриата обучаются на ней.

Популярность программы отчасти обусловлена тем, что, к сожалению, в Казахстане абитуриенты плохо понимают рынок труда, перспективы и риски. Мы в принципе живет в информационном вакууме, у нас мало проводится хороших исследований по трендам и прогнозам рынка труда, основанных на данных. Профориентация в средних школах тоже поставлена не очень хорошо. «Международные отношения» — это, безусловно, интересная программа, качество которой мы гарантируем, но возможностей на рынке труда по ней, немного меньше, а конкуренции за рабочие места — больше. Например, чтобы работать в международных организациях, на которые мы изначально ориентировали эту программу, сейчас степени бакалавра недостаточно, нужна как минимум магистратура. Все эти комментарии мы слышим от наших партнеров на заседаниях Бизнес-совета МШЭ, в этой связи мы пересмотрели программу бакалавриата и запускаем программу магистратуры. Бакалавриат по международным отношениям теперь будет иметь три специализации, призванные сузить и углубить компетенции выпускников. Одна из них — Анализ данных в международных отношениях. Следует отметить, что все наши программы делают большой фокус на развитии data literacy — умении обрабатывать и анализировать данные и делать правильные выводы для принятия решений. Я считаю, что это такой же важный навык современного человека как умение писать и читать; он включает не только технические навыки, но в первую очередь аналитические навыки и способность критически обрабатывать информацию, в том числе количественную. Магистерская программа по политологии и международным отношениям тоже включает большой блок методов анализа и исследования, и качественных, и количественных.

Наша программа IT тоже достаточно уникальна. Она представляет собой комбинацию IT и бизнеса и разработана совместно с партнерским Университетом прикладных наук Хоф. Выпускники этой программы хорошо трудоустраиваются, как правило на позиции, связанные с управлением бизнесом в IT сфере.

Кстати, специально для абитуриентов, рассматривающих программы МШЭ, мы разработали гайд, где рассказали про то, что ожидать от учебы в МШЭ, где они могут работать после завершения обучения, какие плюсы и риски есть у каждой программы.

В МШЭ мы предлагаем 16 майноров – дополнительных специализаций. Многие наши выпускники завершают обучение, получая к основному диплому один или даже два сертификата майнора. Некоторые даже работают по майнору. Например, у нас есть выпускники экономики и менеджмента, сделавшие успешную карьеру в маркетинге, благодаря майнору по маркетингу.

Maqsut Narikbayev University находится в процессе трансформации в научно-исследовательский вуз. Как школа способствует реализации Стратегии развития вуза и какую поддержку получают молодые ученые?

— Сейчас в МШЭ работают 31 PhD и PhD кандидатов; это чуть меньше, чем 40% от общей численности преподавателей. Помимо преподавания, эти коллеги активно вовлечены в исследовательскую работу, участвуют в проектах и публикуются в международных научных изданиях, в том числе индексируемых в базах Scopus и Web of Science. Многие из них – молодые ученые, болашакеры, вернувшиеся в Казахстан после обучения и работы за рубежом.

В соответствии с миссией Школы — «Мы готовим профессионалов для бизнеса, государственного сектора и общества, конкурентоспособных на международном уровне, обеспечивая синергию научных исследований и практического опыта» — мы стараемся соблюдать баланс между преподавателями-исследователями и преподавателями-практиками. Для преподавателей-исследователей в MNU существуют возможности научно-ориентированного карьерного трека, когда часть рабочей нагрузки выделяется на исследования. При этом у коллег есть достаточно свободы, чтобы решать, какими именно исследованиями и как они будут заниматься.   

В этом году при Школе открыты два научных центра, на них также выделены позиции RA (research assistants), бакалавров-старшекурсников и магистрантов, показывающих потенциал к исследовательской работе. Я бы в целом сказала, что я сейчас вижу у наших студентов интерес к исследовательской и академической карьере, чего раньше не было. Во многом это обусловлено поддержкой таких инициатив руководством университета, но также в этом большая заслуга наших коллег-исследователей, которые стали ролевыми моделями для многих студентов.

— В школе активно выстроена работа Бизнес-совета, где потенциальные работодатели и партнеры озвучивают ряд предложений по улучшению содержания образовательных программ. На последнем заседании совета участники рекомендовали усилить интеграцию искусственного интеллекта (ИИ) в обучении. Ожидается ли изменения в образовательном процессе и насколько важно эффективно использовать ИИ на сегодня?

— Да, мы постоянно получаем очень полезные инсайты от наших работодателей и партнеров на встречах Бизнес-совета. В этом году мы провели два заседания: отдельно для программ «Международные отношения» и «Бизнес». На одном из них мы провели опрос работодателей о том, какие компетенции наиболее востребованы на рабочем месте, и нас даже немного удивили полученные результаты. Например, мы всегда считали, что ключевыми навыками, востребованными индустрией, являются «мягкие» навыки, такие как работа в команде, коммуникационные навыки и т.д. А наши бизнес-партнёры на первое место поставили этику и честность, стратегическое видение, нацеленность на результат, способность работать и принимать решения самостоятельно.

Мы также обсудили с партнерами курс по ИИ-грамотности, и на основе обратной связи от них сейчас разрабатываем асинхронный курс, который станет обязательным для наших студентов со следующего года. В этом курсе мы намерены делать акцент на этике использования ИИ, а также умении применять его эффективно для решения бизнес-задач на рабочем месте.

— В 2024/2025 учебном году студенты Международной школы экономики приняли участие во многих кейс-чемпионатах и продемонстрировали отличные результаты на престижных конкурсах. Какие важные достижения вы бы отметили и с чем связаны успехи студентов?

— Это действительно предмет нашей гордости. Я думаю, что сейчас никто не позиционирует наши программы на рынке образовательных услуг и в профессиональном сообществе лучше, чем наши студенты и выпускники. Несколько лет назад при школе по инициативе и под руководством нашего коллеги Жан-Торе Аязбекова был создан студенческий Кейс-клуб. В этом году резиденты клуба принесли нам несколько побед на престижных студенческих бизнес-турнирах, таких как KBTU Risk Management Case Competition, McKinsey & Company Case Championship, «Поколение CFO» от АССА, SAP BTP Exploration Workshop: Nomad HackFest, British American Tobacco Case Championship, Республиканский Дататон БРК, Metricon Econometrics Hackathon и другие.

Что особенно важно – участвуя в этих турнирах, наши студенты не только оттачивают свои аналитические и презентационные навыки, но и каждый раз дают нам прекрасную аналитику по тому, чему мы их учим, что мы делаем сильнее конкурентов, а что — хуже. Это очень полезный инсайт, взгляд изнутри, на который мы стали обращать большое внимание. Например, после одного из чемпионатов, студенты сообщили нам, что они были сильнее конкурентов из других университетов в финансовых знаниях, но слабее – в экономических. После этого мы стали больше уделять внимание формированию экономических знаний не только через формальное образование, но и через внеучебную деятельность. Например, с поддержкой коллег в этом году студенты провели на нашей базе кейс-чемпионат, посвященный решению кейса по макроэкономике, на который в жюри пригласили партнёров из Национального банка.

— МШЭ также запустил новый проект «Табыс сыры», где успешные бизнесмены, предприниматели делятся историей успеха на казахском языке. Будет ли продолжен проект ли и какую роль он играет в популяризации государственного языка?

— Безусловно мы будем продолжать этот проект на постоянной основе. Его идея появилась у нас, когда мы заметили, что для всё большей доли наших студентов казахский язык является основным, но, к сожалению, реальность такова, что многие приглашенные спикеры выступают на русском. Владение разными языками – очень хороший и важный навык, но мы не должны забывать, что казахский – это наш язык, за развитие которого каждый из нас несет ответственность. Сейчас в силу специфики нашей специализации (бизнес и международные отношения) мы предоставляем образование на английском, но в перспективе есть план включения в программу предметов на казахском языке. Это будет требовать от нас инвестиций, т.к., к сожалению, на казахском языке немного готовых качественных материалов. Поэтому пока мы решили начать с таких небольших, но важных шагов. 

— Ожидается, что в этом году дипломы MNU получат более 900 человек, треть из которых выпускники Международной школы экономики. На ваш взгляд, как можно описать портрет выпускника Maqsut Narikbayev University?

— Я верю, что это – молодой, амбициозный профессионал, ответственный и этичный, способный самостоятельно мыслить и принимать решения, конструктивно коммуницировать, конкурентоспособный на рынке труда. Мне лично очень нравится наблюдать за трансформацией наших студентов: они приходят к нам почти детьми, а уходят отсюда взрослыми профессионалами. Вносить свой вклад в это – огромная мотивация для меня и многих наших коллег.

— В этом году, Международная школа экономики отмечает 20-летний юбилей. Видение школы – стать одним из лидеров Центральной Азии, предоставляющим образование и исследования мирового класса, востребованные региональным и глобальным рынком. Что для этого необходимо и какие стратегические ориентиры на новый академический год?

— Наша школа находится в постоянном динамическом процессе эволюции и роста. С момента ее появления в составе университета она прошла через большие трансформационные изменения. Для примера скажу, что в 2019–2020 году в МШЭ (в то время — ВШЭ) было 14 программ бакалавриата и 9 программ магистратуры, численность студентов составляла 869. С 2020-2021 года мы поставили задачу оптимизации программного портфеля и усиления фокуса и специализации: часть программ была закрыта, часть перешла в другую школу. В результате, по состоянию на текущий год число программ существенно ниже, а среднее число студентов в расчете на программу выросло более чем в пять раз.

В декабре 2021 года мы переименовались в Международную школу экономики, это было сделано для того, чтобы лучше позиционироваться не только на локальном, но и на международном образовательном и профессиональном рынке. Этот стратегический ориентир остается основным для МШЭ и сейчас: мы ставим себе амбициозную задачу не только готовить международно-конкурентоспособных выпускников, но и стать международно-узнаваемым брендом. Я думаю, что у нас для этого есть достаточные предпосылки: хороший преподавательский и исследовательский состав, налаженные политики и процессы, общие ценности внутри команды и понимание, в каком направлении мы должны двигаться. Нужно только время и настойчивость.

— Спасибо за содержательную беседу!

Поделиться

Читайте дальше

Все новости
Все новости
Нарикбаев Талгат Максутович
Председатель Правления АО «Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева»
Заполните форму

    Выберите язык

    Статус

    Обязательно

    Академическая степень

    Обязательно

    Гражданство

    Обязательно

    Имя

    Обязательно

    Фамилия

    Обязательно

    Электронный адрес

    Обязательно

    Мобильный номер

    Обязательно


    Заполните форму

      ФИО

      Обязательно

      Электронный адрес

      Обязательно

      Мобильный номер

      Обязательно

      Есть ли у вас ученая степень?

      Обязательно

      Наименование вакансии

      Обязательно

      Ваше резюме