Акмолинск (нынешняя Астана) в дореволюционные годы был крупным торговым центром благодаря своему расположению. Город стоял на стыке караванного пути Петропавловск – Ташкент – Кашгар. Здесь осенью и весной проходили крупные ярмарки, а в 1890 году на городской центральной площади появились Гостиные ряды — два корпуса одноэтажных каменных магазинов. Одним из таких магазинов были «Зеленые ряды» купца Баймухамбета Косшыгулова.
Баймухамбет Косшыгулов
Справка: Баймухамбет Косшыгулов (родился в 1843 (1848) – 27 августа 1918 года). С 1911 года – казахский купец 1-ой гильдии, предприниматель, меценат. Он начинал свою деятельность с мелкой торговли и со временем стал одним из самых состоятельных купцов Караоткельского района. У Баймухамбета с супругой Мадиной Максютовой было семеро детей: сыновья — Курмангали, Мухамедкали, Уали, Нурмухамбет, Бекмухамбет, Кадыркей и дочь Райхан. Сыновья Баймухамбета также занимались торговлей — они продавали одежду, ткани, бытовую химию, бакалейные товары. Баймухамбет жертвовал деньги на строительство городских мечетей, которые не сохранились до нашего времени. Уцелело здание школы для мусульманской молодежи, которое было построено на средства купца. Сын Курмангали закончил Санкт-Петербургский учетно-кооперативный институт по специальности «Экономист торговли», оказавшись в начале 1900-х годов в числе первых казахов с высшим экономическим образованием. Предвидя перспективы автомобилестроения, он разработал масштабный план по строительству автомобилестроительного завода в Акмолинске. И в 1913 году заключил контракт с Германией. Прибывшие немецкие инженеры-конструкторы компании «Опель» незамедлительно приступили к строительству автозавода. Но Первая мировая война, затем Октябрьская революция разрушила эти планы.
Первый автомобиль в казахской степи, полученный в качестве главного приза за победу в соревнованиях по автомобильным гонкам Курмангали Косшыгуловым в Санкт-Петербурге
Семья Косшыгуловых успешно занималась торговлей и промышленностью. Продолжая расширять торговые пути, заключая выгодные сделки с российскими купцами, они параллельно открывают производственные предприятия. Кирпичный завод, кожевенно-шерстяная фабрика, мыльный цех, цеха по выпуску бытовых инструментов, телег, саней и так далее — это далеко не полный перечень предприятий.
В те годы акмолинская мука наряду с кожей, шерстью и скотом поставлялась на центральные рынки России, Бухары, Хивы и Коканда.
Под крупный заем Сибирского банка Баймухамет Кощегулов отправился в Париж за чертежами и оборудованием для будущей конфетно-пряничной фабрики и изучением тонкостей кондитерского дела. Прибыв на родину, предприниматель в центре Акмолинска развернул строительство конфетно-пряничной фабрики.
В 1895 году состоялось открытие конфетно-пряничной фабрики компании «Кощегулов с сыновьями», по существу, ставшей первенцем пищевой промышленности Казахстана. Директором был назначен старший сын Баймухамета Курмангали Кощегулов, заместителями и совладельцами стали сыновья Нурмухамбет и Уали, которые владели сетью магазинов.
Акмолинские пряники стали настоящей гордостью и национальным брендом отечественной пищевой промышленности. На фабрике выпускали пряники медовые, сусляные, сахарные, писаные, фигурные, а также печенье, сухари, зефир, халву, несколько видов шоколадных конфет в обертках и леденцы. Пряники Косшыгулова имели огромную популярность далеко за пределами Казахстана и России, потому что белая акмолинская мука считалась лучшей в Евразии. Ассортимент и высокое качество продукции принесли компании победы на всероссийских художественно-промышленных выставках. В 1915 году компании «Конфетно-пряничная фабрика Баймухамета Кощегулова» присваивается почетное звание поставщика двора Его Императорского Величества.
С приходом советской власти вся недвижимость местных купцов — амбары, дома и магазины — были конфискованы. Этой участи не избежала и знаменитая кондитерская фабрика Косшыгуловых. В 1929 году предприятие забрали в государственную собственность.
Позже в здании фабрики разместили типографию и редакцию областных газет. Здание просуществовало до 1973 года и располагалось на пересечении современных проспектов Абая и Республики, сейчас на этом месте находятся монументальная скульптурно-художественная композиция «1932-1933 жылдардағы ашаршылық құрбандарына тағзым», R&A Center и гостиничный комплекс «Турист» (ранее — гостиница «Абай» и «Дом Быта»).
Сейчас на месте фабрики расположена скульптурно-художественная композиция «1932-1933 жылдардағы ашаршылық құрбандарына тағзым».