Научные статьи:
- Сарсенбаева А., Мухамеджанова Д., Кучумова Г., Жақсыбай М. (2024). Научно-ориентированное педагогическое образование в Казахстане: анализ программ и литературы. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия педагогических наук, 83(3), 5–14. https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3197/919
- Аннотация: В статье рассматривается, как концепция исследовательско-ориентированного педагогического образования представлена в казахстанской научной литературе и политических документах. В условиях обновления учебных программ и перехода к экономике, основанной на знаниях, модернизация системы подготовки учителей в Казахстане акцентирует внимание на развитии исследовательских компетенций на индивидуальном, институциональном и системном уровнях. Тематический анализ пятнадцати научных статей и шести политических документов позволил выявить ключевые темы: обоснование исследовательско-ориентированного образования, подходы к его реализации, исследовательские компетенции педагогов, а также вопросы готовности, барьеров и стратегий развития.
- Кучумова Г., Сарсенбаева А., Мухамеджанова Д. (2025). Исследовательско-ориентированное педагогическое образование в Казахстане: цели, реализация и проблемы. Вестник Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. Серия педагогических наук, 76(1), 126–150. https://bulletin-pedagogical.ablaikhan.kz/index.php/j1/article/view/1559
- Аннотация: Исследование рассматривает процесс формирования и внедрения исследовательско-ориентированного педагогического образования в Казахстане в контексте реформ, направленных на развитие исследовательских компетенций учителей. На основе анализа документов и интервью с двенадцатью академическими руководителями из четырех университетов выявлены различия в результатах курсов: педагогические факультеты делают акцент на рефлексивные и практико-ориентированные исследования, тогда как естественно-научные подразделения сосредоточены на предметно-специфических навыках. Основные проблемы включают ограниченный исследовательский потенциал преподавателей, низкую мотивацию студентов, ограниченную академическую автономию и разночтения в понимании концепции исследовательского образования.
- Мухамеджанова Д., Жақсыбай М., Кучумова Г. (2025). Исследовательско-ориентированное педагогическое образование в Казахстане: взгляд студентов на курсы по методологии педагогических исследований. Journal of Education for Teaching, 51(3), 581–595. https://doi.org/10.1080/02607476.2025.2503008
- Аннотация: В статье представлены результаты качественного многоуровневого исследования, охватившего 450 студентов педагогических направлений из четырех ведущих университетов Казахстана. Анализируются их восприятие педагогических исследований, организация курсов и значимость исследовательской деятельности для будущей профессии. Результаты показывают, что студенты, обучающиеся у преподавателей, ведущих собственные исследования, демонстрируют более глубокое понимание сути исследовательского подхода.
- Кучумова Г., Мухамеджанова Д (2025). Проблемы развития исследовательско-ориентированного педагогического образования в Казахстане. Education Sciences, 15(10), 1339. https://doi.org/10.3390/educsci15101339
Аннотация: В исследовании рассматриваются барьеры реализации исследовательско-ориентированного педагогического образования в Казахстане. На основе интервью с 45 академическими и административными сотрудниками четырех вузов выявлены препятствия семантического, материального и социального характера. Сделан вывод, что подлинная трансформация возможна лишь при системной перестройке институциональных механизмов.
Прочие публикации:
- Мета-анализ проекта. Инфо
- Политический бриф «Развитие исследовательского потенциала педагогического образовании Казахстана».
- Монография: Кучумова Г., Мухамеджанова Д., , Сарсенбаева А. (2025). Развитие исследовательского потенциала в системе подготовки учителей в Казахстане: вызовы и перспективы.
Аннотация: Монография анализирует внедрение обучения на основе исследований в педагогическом образовании Казахстана, рассматривает понимание исследовательской деятельности преподавателями, организацию курсов по методологии исследований, доступные исследовательские возможности и возникающие трудности. Издание нацелено на переосмысление системы подготовки учителей и предназначено для исследователей, педагогов и представителей образовательной политики.
Конференции:
- Первая конференция по высшему образованию Центральной Азии. Доклад: Mitigating Challenges in Designing and Running Research Methods (RM) Courses. Докладчики: Сарсенбаева А., Жақсыбай М. 1–2 февраля 2024 г., KIMEP University. Инфо
- The Asian Conference on Education & International Development (ACEID2025).
- Доклад 1: Towards research-based teacher education in Kazakhstan: Insights from Teacher Education Providers. Докладчик: Кучумова Г. Сертификат
- Доклад 2: Student Perspectives on Research-based Teacher Education in Kazakhstan. Докладчик: Мухамежанова Д. Сертификат