MNU Logo

Развитие исследовательского потенциала педагогического образования в Казахстане

Название проекта: Развитие исследовательского потенциала педагогического образования в Казахстане

 

ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ: 2023-2025

 

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ: Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, Грант №АР19576588

 

ОБЛАСТЬ НАУКИ: педагогическое образование, исследовательская педагогика, развитие исследовательского потенциала, методы исследования, высшее образование

 

ПРОБЛЕМАТИКА: Проект направлен на решение проблемы развития исследовательского потенциала в системе подготовки учителей в Казахстане. В последние десять лет правительство активно продвигало идею обучения на основе исследований как средство модернизации школьной программы (Государственная программа развития образования на 2016–2019 гг., Национальный проект «Образованная нация» 2021 г.). Это сделало развитие исследовательских компетенций одной из ключевых задач педагогического образования. Однако недостаточно развитая исследовательская культура в системе высшего образования Казахстана вызывает обеспокоенность качеством подготовки будущих учителей в области методологии педагогических исследований и их готовностью интегрировать преподавание и научную деятельность.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Цель проекта — изучить роль курсов по методам исследования на уровнях бакалавриата и магистратуры в формировании исследовательского потенциала будущих учителей в области методологии педагогических исследований. Особое внимание уделяется анализу разработки курсов по методам исследования в педагогических вузах Казахстана, выявлению трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели, способов их преодоления, а также оценке студентами бакалавриата и магистратуры значимости данных курсов для их будущей академической и профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Научные статьи:

  1. Сарсенбаева А., Мухамеджанова Д., Кучумова Г., Жақсыбай М. (2024). Научно-ориентированное педагогическое образование в Казахстане: анализ программ и литературы. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия педагогических наук, 83(3), 5–14. https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3197/919
  2. Аннотация: В статье рассматривается, как концепция исследовательско-ориентированного педагогического образования представлена в казахстанской научной литературе и политических документах. В условиях обновления учебных программ и перехода к экономике, основанной на знаниях, модернизация системы подготовки учителей в Казахстане акцентирует внимание на развитии исследовательских компетенций на индивидуальном, институциональном и системном уровнях. Тематический анализ пятнадцати научных статей и шести политических документов позволил выявить ключевые темы: обоснование исследовательско-ориентированного образования, подходы к его реализации, исследовательские компетенции педагогов, а также вопросы готовности, барьеров и стратегий развития.

 

  1. Кучумова Г., Сарсенбаева А., Мухамеджанова Д. (2025). Исследовательско-ориентированное педагогическое образование в Казахстане: цели, реализация и проблемы. Вестник Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. Серия педагогических наук, 76(1), 126–150. https://bulletin-pedagogical.ablaikhan.kz/index.php/j1/article/view/1559
  2. Аннотация: Исследование рассматривает процесс формирования и внедрения исследовательско-ориентированного педагогического образования в Казахстане в контексте реформ, направленных на развитие исследовательских компетенций учителей. На основе анализа документов и интервью с двенадцатью академическими руководителями из четырех университетов выявлены различия в результатах курсов: педагогические факультеты делают акцент на рефлексивные и практико-ориентированные исследования, тогда как естественно-научные подразделения сосредоточены на предметно-специфических навыках. Основные проблемы включают ограниченный исследовательский потенциал преподавателей, низкую мотивацию студентов, ограниченную академическую автономию и разночтения в понимании концепции исследовательского образования.

 

  1. Мухамеджанова Д.,  Жақсыбай М., Кучумова Г. (2025). Исследовательско-ориентированное педагогическое образование в Казахстане: взгляд студентов на курсы по методологии педагогических исследований. Journal of Education for Teaching, 51(3), 581–595. https://doi.org/10.1080/02607476.2025.2503008
  2. Аннотация: В статье представлены результаты качественного многоуровневого исследования, охватившего 450 студентов педагогических направлений из четырех ведущих университетов Казахстана. Анализируются их восприятие педагогических исследований, организация курсов и значимость исследовательской деятельности для будущей профессии. Результаты показывают, что студенты, обучающиеся у преподавателей, ведущих собственные исследования, демонстрируют более глубокое понимание сути исследовательского подхода.

 

  1. Кучумова Г., Мухамеджанова Д (2025). Проблемы развития исследовательско-ориентированного педагогического образования в Казахстане. Education Sciences, 15(10), 1339. https://doi.org/10.3390/educsci15101339
    Аннотация: В исследовании рассматриваются барьеры реализации исследовательско-ориентированного педагогического образования в Казахстане. На основе интервью с 45 академическими и административными сотрудниками четырех вузов выявлены препятствия семантического, материального и социального характера. Сделан вывод, что подлинная трансформация возможна лишь при системной перестройке институциональных механизмов.

Прочие публикации:

  1. Мета-анализ проекта. Инфо
  2. Политический бриф «Развитие исследовательского потенциала педагогического образовании Казахстана».
  3. Монография: Кучумова Г., Мухамеджанова Д., , Сарсенбаева А. (2025). Развитие исследовательского потенциала в системе подготовки учителей в Казахстане: вызовы и перспективы.
    Аннотация: Монография анализирует внедрение обучения на основе исследований в педагогическом образовании Казахстана, рассматривает понимание исследовательской деятельности преподавателями, организацию курсов по методологии исследований, доступные исследовательские возможности и возникающие трудности. Издание нацелено на переосмысление системы подготовки учителей и предназначено для исследователей, педагогов и представителей образовательной политики.

Конференции:

  1. Первая конференция по высшему образованию Центральной Азии. Доклад: Mitigating Challenges in Designing and Running Research Methods (RM) Courses.  Докладчики: Сарсенбаева А., Жақсыбай М. 1–2 февраля 2024 г., KIMEP University. Инфо
  2. The Asian Conference on Education & International Development (ACEID2025).
  3. Доклад 1:  Towards research-based teacher education in Kazakhstan: Insights from Teacher Education Providers. Докладчик: Кучумова Г. Сертификат
  4. Доклад 2: Student Perspectives on Research-based Teacher Education in Kazakhstan. Докладчик: Мухамежанова Д. Сертификат

Ответственные

Гульфия Кучумова
Руководитель проекта. PhD, ORCID 0000-0002-0645-6928 g_kuchumova@kazguu.kz
Динара Мухамеджанова
Со-руководитель проекта. PhD, ORCID 0000-0002-1177-4840, Researcher ID (Web of Science) ABD-6026-2021, Author ID (Scopus) 57213155767 dinara_mukhamejanova@kazguu.kz
Майра Жақсыбай
Исследователь. Докторант/PhD Candidate, ORCID 0000-0002-4120-8030 maira.zhaksybay@nu.edu.kz
Алия Сарсенбаева
Исследователь. Магистр/MA in Educational Leadership, ORCID 0000-0002-2799-9016 a_sarsenbayeva@kazguu.kz
Нарикбаев Талгат Максутович
Председатель Правления АО «Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева»
Заполните форму

    Выберите язык

    Статус

    Обязательно

    Академическая степень

    Обязательно

    Гражданство

    Обязательно

    Имя

    Обязательно

    Фамилия

    Обязательно

    Электронный адрес

    Обязательно

    Мобильный номер

    Обязательно


    Заполните форму

      ФИО

      Обязательно

      Электронный адрес

      Обязательно

      Мобильный номер

      Обязательно

      Есть ли у вас ученая степень?

      Обязательно

      Наименование вакансии

      Обязательно

      Ваше резюме