MNU Logo
Мы планируем стать ведущим гуманитарно-языковым и сертификационным центром Центральной Азии – Анар Ибраева - MNU

23.05.2025

Мы планируем стать ведущим гуманитарно-языковым и сертификационным центром Центральной Азии – Анар Ибраева

Будущих переводчиков, лингвистов, психологов, а также специалистов в сфере туризма и гостеприимства с успехом готовят в Высшей гуманитарной школе (ВГШ) Maqsut Narikbayev University (MNU). Как внедряются новые форматы обучения, можно ли получить сразу два диплома и с чем связаны высокие позиции в рейтингах? На эти и другие актуальные вопросы подробно ответила декан Высшей гуманитарной школы MNU Анар Ибраева.

— Анар Бауыржановна, в этом году Высшая гуманитарная школа собирается выпустить более 300 специалистов. Чем для вас запомнился очередной академический год? Удалось ли реализовать все намеченные планы?

— Если попробовать описать прошедший учебный год для нас одной фразой, это, пожалуй, будет: «рост с внутренней опорой». Мы не гнались за быстрыми эффектами, а планомерно усиливали программы, расширяли партнёрства, осмысленно выстраивали академические треки и в итоге получили то, что сегодня видим в цифрах, рейтингах и в обратной связи от студентов и работодателей. За каждым направлением подготовки стоит целая команда, своя логика и долгосрочная стратегическая цель. Это когда учебный процесс превращается в жизненный маршрут наших ребят, а образовательные программы становятся не просто траекторией получения знаний, а пространством взросления, выбора и становления своего профессионального «я».

На сегодня ВГШ — вторая школа по численности обучающихся в MNU. Школа готовит специалистов по 5 программам бакалавриата и 3 программам магистратуры. Какие из направлений, на ваш взгляд, стали настоящими точками роста в 2024/2025 году? В чем секрет высокого показателя трудоустройства выпускников?

— Высшая гуманитарная школа MNU занимает особое место в подготовке высококвалифицированных кадров в сферах гуманитарных наук, туризма и психологии. Каждая из наших пяти программ бакалавриата и трех программ магистратуры ежегодно наращивает свой потенциал и как вы видите, это подтверждается не словами, а фактами.

Так, в 2024-2025 учебном году ВГШ продемонстрировала заметный рост по ключевым направлениям. Например, программа «Туризм» занявшая первое место в рейтинге национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», укрепляет позиции как лидер практико-ориентированного образования. Наши студенты по направлениям «Туризм» и «Гостеприимство» проходят обучение, стажировки и производственную практику в отелях международного класса сети Marriott, таких как The Ritz-Carlton, The St. Regis, Sheraton, а также в отелях Dubai Holding Group Services (Jumeirah Group). Более ста студентов уже успешно освоили программы дуального обучения, подтвердив свою готовность работать по мировым стандартам, также, расширяются международные стажировки в отелях ОАЭ, Турции и Вьетнама. Эти стажировки обеспечивают не просто опыт, а возможность карьерного старта. Студенты вовлекаются в работу всех ключевых отделов от front office до event-менеджмента и customer service, получают международные сертификаты, рекомендации и часто предложения о работе еще до окончания обучения.

Если говорить о программе «Прикладная лингвистика», также возглавляющей рейтинг НПП РК «Атамекен», то она делает акцент на языковые технологии, цифровую коммуникацию и межкультурную компетентность. Учебный план включает современные майноры по TESOL (преподавание английского языка носителям других языков), медиалингвистике, и переводу. Сотрудничество с международными школами и языковыми центрами, включая QSI, Quantum STEM School, Haileybury Astana, Riviera International School и другие дает возможность нашим ребятам погружаться в реальные условия преподавания и языковой практики начиная с первого года обучения.

Программа «Переводческое дело» стабильно входит в тройку лучших в стране. Мы можем с гордостью отметить качественную работу наших студентов и выпускников, которые участвуют в синхронном и последовательном переводе на мероприятиях самого высокого уровня, начиная от сопровождения встреч глав государств и до международных форумов. Например, в этом году среди таких мероприятий можно отметить Kapuscinski Lectures, форум СВМДА, конференции по медиадоступности, а также фестивали в сфере культуры и языка и множество других ивентов. География нашей переводческой деятельности охватывает Министерство иностранных дел РК, Внешнеторговую палату, QazaqGaz и ведущие переводческие агентства страны.

И, наверное, особое место занимает самая актуальная и востребованная программа — «Психология», имеющая уникальный образовательный контент и предлагающая современные майноры в востребованных нишах: когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), HR-аналитика, юридическая психология и прикладной анализ поведения. Практика студентов интегрирована в ведущие учреждения здравоохранения, образования и бизнеса, включая Nazarbayev University, «Городской центр психического здоровья», Samruk Business Academy, University Medical Center и другие.

Одним из основных показателей эффективности ВГШ является высокий уровень трудоустройства выпускников — 91%. Конечно, такой результат обеспечивается благодаря системному подходу: регулярному мониторингу ожиданий работодателей, участию бизнес-сообщества в образовательном процессе (ежегодные Бизнес-советы), масштабным ярмаркам вакансий с участием более 100 компаний по профилю нашей школы, а также оплачиваемым стажировкам внутри страны и за рубежом. Около 30% студентов получают job offer сразу после прохождения практики. Мы ведем адресную работу с выпускниками, отслеживая их карьерный путь, все это помогает оперативно обновлять программы и усиливать их практическую направленность.

Могу с уверенностью сказать, что сегодняшние успехи ВГШ являются результатом комплексного подхода, который включает актуальные программы, тесную интеграцию с профессиональным сообществом, международные партнерства и индивидуальную траекторию развития каждого студента. Мы не останавливаемся на достигнутых результатах, а продолжаем расширять горизонты.

Специальности Высшей гуманитарной школы продемонстрировали лидирующие позиции в обновленном рейтинге образовательных программ НПП РК «Атамекен». Специальность «Прикладная лингвистика», которая впервые участвовала в данном рейтинге, сразу заняла первое место. С чем это связано и какие аккредитации имеют образовательные программы школы?

— Если говорить, в частности, о наших программах, то «Прикладная лингвистика», открытая в 2019 году, до сих пор является единственной программой в стране по подготовке специалистов в этой области на английском языке. Программа была разработана при содействии зарубежных экспертов и с опорой на лучшие мировые практики в области прикладной лингвистики. Благодаря изучению дополнительных специализаций — TESOL, медиалингвистики и конференц-перевода, а также шести дополнительных иностранных языков (немецкого, французского, испанского, китайского, корейского и турецкого), то можно отметить, что выпускники этой программы имеют высокую конкурентоспособность на рынке труда. Программа имеет аккредитацию немецкого агентства FIBAA. Однако основная наша гордость — это конечно же наши профессора и преподаватели, которые играют особую роль в реализации траектории обучения и формировании профиля выпускника программы. Это специалисты с зарубежным образованием таких университетов, как Cambridge University, University of Aberdeen, University of Leicester, Lanzhou University и других топовых университетов Европы, США и Азии, а также ведущих вузов Казахстана.

— Недавно вы посетили Soka University в Японии, где были достигнуты договоренности об увеличении количества студентов по академической мобильности. В целом, программы двойного диплома с зарубежными вузами — одна из визитных карточек школы. Как развивается международное сотрудничество и какие возможности получают студенты, проходя обучение за рубежом и стажировки в международных компаниях?

— Наш визит в Soka University в Токио стал важным этапом в развитии международного сотрудничества Высшей гуманитарной школы MNU. В рамках встречи были достигнуты договорённости об увеличении количества студентов, участвующих в программах академической мобильности, (в этом году у нас обучалось четверо ребят с Японии, и шестеро наших студентов посетили Soka University) а также обсуждены перспективы обмена преподавателями, реализации совместных курсов и открытия программы двойного диплома.

Хочу отметить, что международное сотрудничество является одним из ключевых направлений стратегического развития нашей высшей школы. Ежегодно наши ребята проходят обучение за рубежом в рамках академической мобильности, получая не только качественное образование, но и ценный опыт жизни и учёбы в мультикультурной среде. В текущем учебном году студенты ВГШ обучались в таких вузах, как: Университет Кордовы (Испания), Университет Туриба (Латвия), Университет Остравы (Чешская Республика), Северо-Западный университет (КНР), Университет Дунайварош (Венгрия), Батумский государственный университет им. Шота Руставели (Грузия), Копенгагенский университет (Дания) и конечно же, упомянутый выше Soka University (Япония).

Такие поездки позволяют студентам адаптироваться к различным образовательным системам, развивать академические и языковые навыки, а также формировать гибкое мышление и понимание разных культур, необходимые современным специалистам.

И, наверное, самым важным аспектом является то, что мы в ВГШ уделяем большое внимание программам двойного диплома, которые, как вы отметили, стали визитной карточкой нашей школы. Сегодня мы сотрудничаем с ведущими образовательными учреждениями Франции, Швейцарии и США, включая Excelia Tourism School, Swiss Education Group и Collège de Paris. Модель «3+1» предполагает обучение в течение трёх лет в MNU и один год в партнерском университете. По окончании программы студент получает два диплома — казахстанского и иностранного образца. Накануне мы также обсуждали с School of Hospitality Management Penn State University возможность реализации Split Educational Program in Hospitality Management для студентов, которые поступят к нам в 2025 году. Такой формат не только обеспечивает академическую подготовку по международным стандартам, но и включает шестимесячную оплачиваемую стажировку в компаниях гостиничного, туристического и сервисного секторов, включая отели, круизные лайнеры и авиакомпании. Наши вузы-партнёры предоставляют скидки на обучение, помогают с вопросами проживания и интеграции, а сами программы способствуют формированию профессионального портфолио и расширению карьерных возможностей.

Таким образом, благодаря формату «3+1» студенты получают два диплома, а родители, своего рода уверенность и экономию средств, потому что учёба за рубежом начинается на старших курсах, когда студент уже зрел и готов к самостоятельной жизни. Один год за границей вместо четырёх, с одной стороны, включает в себя меньше затрат, и, с другой стороны, больше спокойствия.

Самой популярной образовательной программой ВГШ является «Переводческое дело». Есть ли в перспективе планы по запуску программы докторантуры?

— Безусловно, программа «Переводческое дело» по праву занимает одно из центральных мест в структуре Высшей гуманитарной школы Maqsut Narikbayev University. За последние годы она зарекомендовала себя как академически сильное и востребованное направление. Мы, в свою очередь, гордимся тем, что программа активно развивается: подготовка будущих специалистов в области перевода максимально приближена к реалиям профессиональной деятельности. В учебный процесс интегрированы современные технологии — синхронное оборудование Bosсh, системы переводческой памяти, а также автоматизированные и локализационные платформы, включая SDL Trados и Phrase. Полученные знания и навыки наши студенты применяют в реальных международных проектах, участвуя в синхронном и письменном переводе на форумах и мероприятиях самого высокого уровня.

Однако, на уровне докторантуры мы делаем ставку на развитие направления «Язык. Лингвистика и перевод» как фундаментальной научной области, находящейся на пересечении гуманитарных и цифровых дисциплин. Именно по этой специальности планируется запуск PhD-программы в ближайшие годы. Как вы знаете, лингвистика сегодня охватывает широкий круг актуальных вызовов, начиная от языковой политики и триязычного образования до разработки и внедрения технологий обработки естественного языка. Мы убеждены, что программа докторантуры по лингвистике позволит нам подготовить новое поколение исследователей, способных работать на стыке языка, политологии, культуры, истории и технологий. Программа будет ориентирована на развитие таких направлений, как: когнитивная лингвистика, социолингвистика, медиалингвистика и компьютерная лингвистика. Это именно те сферы, которые частично формируют интеллектуальный облик современного мира.

— ВГШ выступил организатором ряда мероприятий, среди которых первая в Центральной Азии лекция в рамках проекта Kapuscinski Lectures, Ideaton по развитию туризма г. Астаны и международная конференция SenseAble, посвященная развитию аудиодескрипции. Кроме того, школа получила зарубежный грант на популяризацию казахского языка, а курс «Русский язык как иностранный» охватил слушателей из более чем 15 стран. Насколько важны данные проекты и планируются ли новые коллаборации с отраслевыми партнёрами?

— Мы стремимся не только к высокому уровню преподавания, но и к тому, чтобы быть инициаторами значимых проектов, направленных на развитие инклюзивного образования, культурного и языкового разнообразия, а также расширение партнёрских связей. По духу нашу команду можно охарактеризовать как «целеустремлённых искателей новых горизонтов».

Так, участие MNU в международной серии Kapuscinski Lectures стало символичным, так как наша школа стала первой в Центральной Азии, которая присоединилась к этому глобальному проекту, посвящённому вопросам устойчивого развития. Лекция профессора Кембриджского университета Абхиманью Шармы о роли языковой политики в построении инклюзивного общества вызвала общественный интерес и позволила нам заявить о себе и укрепить свой статус на международной академической платформе.

В феврале 2025 года мы организовали международную конференцию SenseAble, посвящённую аудиодескрипции, на мой взгляд, очень важному инструменту обеспечения медиадоступности для людей с нарушением зрения. Конференция объединила экспертов из разных стран и внесла вклад в развитие инклюзивного культурного пространства в Казахстане, где тема медиадоступности пока остаётся, к нашему сожалению, малоразвитой.

Конечно, мы стремимся поддерживать высокий уровень всех направлений нашей школы, например, в апреле этого года прошёл Astana Urban Tourism Ideaton, организованный совместно с акиматом города и центром «Astana Tourism». Это событие стало площадкой для взаимодействия студентов, экспертов и представителей индустрии, в рамках которого были представлены конкретные решения для развития городской туристической среды.

Отдельную гордость вызывает зарубежный грант на продвижение казахского языка, благодаря которому был запущен уникальный онлайн-курс для иностранной аудитории. Он вызвал интерес у слушателей более чем из 15 стран. Мне запомнился яркий кейс: одна из участниц нашего проекта из Европы, вдохновлённая курсом, подготовила книгу о Казахстане, презентация которой вскоре состоится в Алматы.

Помимо всего выше перечисленного, одним из ключевых направлений нашей школы является развитие курса «Русский язык как иностранный», который становится не только языковым, но и культурно-дипломатическим мостом между Казахстаном и зарубежным миром.  В рамках нашей программы «A Year Abroad» мы сотрудничаем со студентами старших курсов из Великобритании таких университетов как UCL, St Andrews, Cambridge, Oxford, и др., а также слушателями из Японии, Южной Кореи, Дании, ОАЭ и Франции. Мы стремимся показать нашу страну как пример государства, где мирно сосуществуют народы, культуры, традиции и современные достижения.

Безусловно, все перечисленные проекты это всего лишь часть масштабных ивентов, которые мы проводим. В ближайшее время мы планируем продолжить сотрудничество с UNDP, а также развивать совместные инициативы в сфере языковой политики, образования и туризма и активнее интегрировать научно-исследовательский компонент в образовательные проекты школы.

— Еще одним важным проектом школы является изучение дисциплины «История Казахстана» в новом формате, при котором, помимо теоретической части, студенты посещают знаковые места республики и участвуют в подготовке спектакля, посвященного историческим событиям. Помог ли данный формат развить у студентов критическое мышление и сформировать чувство национальной гордости и уважения к наследию предков?

— Данный формат преподавания курса «История Казахстана» в Maqsut Narikbayev University представляет собой современный подход, сочетающий академическую строгость с практико-ориентированными методами обучения. Основная цель этого формата — не просто передача исторических фактов, а формирование у наших ребят глубокого понимания исторических процессов, уважения к культурному наследию и чувства гордости за наш Казахстан.

Обучение включает не только классические семинарские занятия и работу с письменными источниками, но и выездные историко-туристические экскурсии по сакральным местам Казахстана. Это позволяет студентам изучать историю «вживую», непосредственно на тех ландшафтах, где она творилась. В маршрут входят такие знаковые объекты, как города Великого Шёлкового пути (Отырар, Туркестан, Тараз), сакские курганы Жетысу и Берель, петроглифы Бестерек и Теректы-Аулие. География поездок охватывает всю страну — от Жидебая на востоке до Бекет-Ата на западе, от Бурабая на севере до Туркестана на юге.

С 2024 года студенты начали выезжать и за пределы страны — в Ташкент и Самарканд. Там они изучают многовековые связи между казахским и узбекским народами, узнают об общем культурном наследии и об исторических перекрёстках Центральной Азии. С момента внедрения этой практики, а мы начали с 2013 года по март 2025 года в наших поездках приняли участие около 3 000 студентов.

Что мы особенно ценим, так это возросшая вовлечённость студентов в исторические проекты. После таких поездок они начинают самостоятельно искать дополнительную информацию, анализировать увиденное, сравнивать события прошлого с настоящим, делиться своими размышлениями с преподавателями. Не менее ценно и то, что у ребят появляется осознанное желание внести свой вклад в развитие страны.

Отдельно хочу отметить исторические постановки, которые студенты готовят по завершении модулей. Они не только закрепляют полученные знания, но и развивают критическое мышление, творческое воображение и способность работать с историческим контекстом. Участвуя в постановках, студенты исследуют биографии исторических личностей, воссоздают события и анализируют роль народа в судьбе государства. Это помогает им прочувствовать атмосферу эпох, осознать жертвы и достижения предков, понять ценность независимости и устойчивого развития. В результате формируется прочная эмоциональная и интеллектуальная связь с историческим прошлым.

Такая интеграция теории, практики и личного переживания делает процесс обучения максимально живым, осмысленным и запоминающимся. Курс «История Казахстана» в нашем университете уже не про учебную дисциплину по типовому учебному плану, а про формирование гражданской идентичности и патриотических чувств. Благодаря этому подходу история воспринимается не как далёкое прошлое, а как основа настоящего и платформа для будущего.

— Как известно, многие студенты ВГШ успешно проходят международную сертификацию (IELTS, TOEFL, TOLES, Cambridge). Как школа помогает им готовиться к этим экзаменам?

— Наш университет активно поддерживает студентов в подготовке к международным экзаменам, таким как IELTS, TOEFL, TOLES и Cambridge Exams. У студентов, изучающих вторые иностранные языки в рамках своих обязательных курсов, есть возможность подготовиться и сдать такие международные экзамены, как DELE по испанскому, DELF по французскому, HSK по китайскому, TOPIK по корейскому, TestDaf или Goethe-Zertifikat по немецкому и TYS по турецкому языкам. Эта поддержка реализуется через комплексную систему, включающую специализированные курсы и стратегические партнёрства.

Внутри школы департамент английского языка предлагает курсы подготовки к IELTS с опытными инструкторами. Помимо этого, мы являемся официальным тест-центром British Council, где студенты и внешние кандидаты могут сдать экзамен на компьютере в комфортной обстановке, с новым оборудованием. Мы уделяем особое внимание качеству проведения экзамена. Ну и к слову, IELTS признаётся в качестве вступительного экзамена при поступлении в наш университет.

Мы также признаем и TOEFL iBT. У студентов есть возможность сдачи международного экзамена TOEFL iBT также на нашей базе с участием специально обученных инвигиляторов, благодаря партнерству с ETS (USA).

Отдельно хочу отметить, что ВГШ уже на протяжении четырех лет является партнёром Cambridge Exam Centre, и это сотрудничество приносит ощутимую пользу студентам. В рамках первого курса студенты всех образовательных программ изучают программу Cambridge English и могут сдавать международные экзамены PET, FCE и CAE, признанные при трудоустройстве, подаче на стажировки и поступлении в зарубежные вузы. Студенты, выбравшие майнор TESOL, получают возможность сдать экзамен TKT (международную сертификацию), подтверждающую знание основ методики преподавания английского языка, а также пройти педагогическую практику под руководством специалистов с квалификациями CELTA, DELTA и другими международными сертификатами.

Что касается специализированных курсов английского, в рамках элективных дисциплин для студентов-переводчиков и юристов ВГШ предлагает курсы юридического английского TOLES (UK), а также корпоративные курсы для юридических компаний. Курсы TOLES Foundation (начальный уровень), TOLES Higher и Advanced (продвинутый уровень) пользуются спросом как у студентов ВГШ, так и у обучающихся в школе права.

Одним словом, ВГШ помогает студентам успешно подготовиться к международной сертификации благодаря продуманным программам, квалифицированным преподавателям и вниманию к индивидуальным потребностям.

— Видение школы — стать ведущим гуманитарно-языковым и сертификационным центром в Центральной Азии, осуществляющим языковую подготовку и выпуск специалистов социально-гуманитарного профиля по международным стандартам. Что для этого необходимо, и какие приоритеты и планы стоят перед Высшей гуманитарной школой в новом учебном году?

— «Стать ведущим гуманитарно-языковым и сертификационным центром Центральной Азии», да, для нас это не просто формулировка, а чёткий ориентир, к которому мы последовательно движемся. В новом учебном году наш фокус, конечно же, сосредоточен на укреплении академического ядра, развитии образовательных программ, расширении международных партнёрств и запуске новых образовательных и исследовательских инициатив.

В числе приоритетов у нас развитие PhD-программы по лингвистике, о которой я упоминала выше, внедрение дополнительных майноров по цифровым и прикладным аспектам гуманитарных наук, интеграция искусственного интеллекта в наши программы, а также усиление практико-ориентированной подготовки и исследовательской составляющей в таких направлениях, как язык, психология и туризм.

Мы поступательно идем к своей цели, а именно к подготовке специалистов, которые владеют языком не только как инструментом общения, но и как профессиональным, исследовательским и культурным ресурсом. Конечно, у нас амбициозные цели, задачи, желания и мечты, но все это возможно с нашей командой, энергией студентов и устойчивым вектором развития.

— Уже завтра во многих школах республики прозвенит последний звонок. Выпускников ожидают итоговые экзамены и нелегкий выбор вуза. Как считаете, почему абитуриенты должны выбрать Maqsut Narikbayev University?

— Я всегда говорю родителям и абитуриентам, что каждому выпускнику предстоит важный выбор, а именно, принять решение куда пойти дальше, чему посвятить следующие годы и с кем пройти этот путь. Maqsut Narikbayev University является не просто вузом с красивой инфраструктурой, а средой и пространством, где слышат, поддерживают и открывают возможности. У нас ребята растут не только академически, но и как личности, учатся мыслить критически, говорить уверенно и действовать ответственно.

И, конечно, я горжусь тем, что работаю с нашими профессорами, преподавателями и коллегами из административного блока, за их профессионализм и преданность делу. У нас безусловно сильные преподаватели, международные программы, живая студенческая жизнь, различные практики с первого курса и реальные перспективы, начиная от стажировок за рубежом, международных дипломов и заканчивая трудоустройством в лучших отечественных и международных компаниях.

Но самое главное, мы учим быть смелыми, открытыми и готовыми к вызовам. Поэтому, если хочется расти, учиться у лучших и верить в свои силы, то добро пожаловать в MNU. Мы вас ждём!

— Спасибо за содержательную беседу!

Поделиться

Читайте дальше

Все новости
Все новости
Нарикбаев Талгат Максутович
Председатель Правления АО «Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева»
Заполните форму

    Выберите язык

    Статус

    Обязательно

    Академическая степень

    Обязательно

    Гражданство

    Обязательно

    Имя

    Обязательно

    Фамилия

    Обязательно

    Электронный адрес

    Обязательно

    Мобильный номер

    Обязательно


    Заполните форму

      ФИО

      Обязательно

      Электронный адрес

      Обязательно

      Мобильный номер

      Обязательно

      Есть ли у вас ученая степень?

      Обязательно

      Наименование вакансии

      Обязательно

      Ваше резюме