Будущих переводчиков, лингвистов, психологов, а также специалистов в сфере туризма и гостеприимства с успехом готовят в Высшей гуманитарной школе (ВГШ) Maqsut Narikbayev University (MNU). Как внедряются новые форматы обучения, можно ли получить сразу два диплома и с чем связаны высокие позиции в рейтингах? На эти и другие актуальные вопросы подробно ответила декан Высшей гуманитарной школы MNU Анар Ибраева.
— Анар Бауыржановна, в этом году Высшая гуманитарная школа собирается выпустить более 300 специалистов. Чем для вас запомнился очередной академический год? Удалось ли реализовать все намеченные планы?
— Если попробовать описать прошедший учебный год для нас одной фразой, это, пожалуй, будет: «рост с внутренней опорой». Мы не гнались за быстрыми эффектами, а планомерно усиливали программы, расширяли партнёрства, осмысленно выстраивали академические треки и в итоге получили то, что сегодня видим в цифрах, рейтингах и в обратной связи от студентов и работодателей. За каждым направлением подготовки стоит целая команда, своя логика и долгосрочная стратегическая цель. Это когда учебный процесс превращается в жизненный маршрут наших ребят, а образовательные программы становятся не просто траекторией получения знаний, а пространством взросления, выбора и становления своего профессионального «я».
— На сегодня ВГШ — вторая школа по численности обучающихся в MNU. Школа готовит специалистов по 5 программам бакалавриата и 3 программам магистратуры. Какие из направлений, на ваш взгляд, стали настоящими точками роста в 2024/2025 году? В чем секрет высокого показателя трудоустройства выпускников?
— Высшая гуманитарная школа MNU занимает особое место в подготовке высококвалифицированных кадров в сферах гуманитарных наук, туризма и психологии. Каждая из наших пяти программ бакалавриата и трех программ магистратуры ежегодно наращивает свой потенциал и как вы видите, это подтверждается не словами, а фактами.
Так, в 2024-2025 учебном году ВГШ продемонстрировала заметный рост по ключевым направлениям. Например, программа «Туризм» занявшая первое место в рейтинге национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», укрепляет позиции как лидер практико-ориентированного образования. Наши студенты по направлениям «Туризм» и «Гостеприимство» проходят обучение, стажировки и производственную практику в отелях международного класса сети Marriott, таких как The Ritz-Carlton, The St. Regis, Sheraton, а также в отелях Dubai Holding Group Services (Jumeirah Group). Более ста студентов уже успешно освоили программы дуального обучения, подтвердив свою готовность работать по мировым стандартам, также, расширяются международные стажировки в отелях ОАЭ, Турции и Вьетнама. Эти стажировки обеспечивают не просто опыт, а возможность карьерного старта. Студенты вовлекаются в работу всех ключевых отделов от front office до event-менеджмента и customer service, получают международные сертификаты, рекомендации и часто предложения о работе еще до окончания обучения.
Если говорить о программе «Прикладная лингвистика», также возглавляющей рейтинг НПП РК «Атамекен», то она делает акцент на языковые технологии, цифровую коммуникацию и межкультурную компетентность. Учебный план включает современные майноры по TESOL (преподавание английского языка носителям других языков), медиалингвистике, и переводу. Сотрудничество с международными школами и языковыми центрами, включая QSI, Quantum STEM School, Haileybury Astana, Riviera International School и другие дает возможность нашим ребятам погружаться в реальные условия преподавания и языковой практики начиная с первого года обучения.
Программа «Переводческое дело» стабильно входит в тройку лучших в стране. Мы можем с гордостью отметить качественную работу наших студентов и выпускников, которые участвуют в синхронном и последовательном переводе на мероприятиях самого высокого уровня, начиная от сопровождения встреч глав государств и до международных форумов. Например, в этом году среди таких мероприятий можно отметить Kapuscinski Lectures, форум СВМДА, конференции по медиадоступности, а также фестивали в сфере культуры и языка и множество других ивентов. География нашей переводческой деятельности охватывает Министерство иностранных дел РК, Внешнеторговую палату, QazaqGaz и ведущие переводческие агентства страны.
И, наверное, особое место занимает самая актуальная и востребованная программа — «Психология», имеющая уникальный образовательный контент и предлагающая современные майноры в востребованных нишах: когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), HR-аналитика, юридическая психология и прикладной анализ поведения. Практика студентов интегрирована в ведущие учреждения здравоохранения, образования и бизнеса, включая Nazarbayev University, «Городской центр психического здоровья», Samruk Business Academy, University Medical Center и другие.
Одним из основных показателей эффективности ВГШ является высокий уровень трудоустройства выпускников — 91%. Конечно, такой результат обеспечивается благодаря системному подходу: регулярному мониторингу ожиданий работодателей, участию бизнес-сообщества в образовательном процессе (ежегодные Бизнес-советы), масштабным ярмаркам вакансий с участием более 100 компаний по профилю нашей школы, а также оплачиваемым стажировкам внутри страны и за рубежом. Около 30% студентов получают job offer сразу после прохождения практики. Мы ведем адресную работу с выпускниками, отслеживая их карьерный путь, все это помогает оперативно обновлять программы и усиливать их практическую направленность.
Могу с уверенностью сказать, что сегодняшние успехи ВГШ являются результатом комплексного подхода, который включает актуальные программы, тесную интеграцию с профессиональным сообществом, международные партнерства и индивидуальную траекторию развития каждого студента. Мы не останавливаемся на достигнутых результатах, а продолжаем расширять горизонты.

— Специальности Высшей гуманитарной школы продемонстрировали лидирующие позиции в обновленном рейтинге образовательных программ НПП РК «Атамекен». Специальность «Прикладная лингвистика», которая впервые участвовала в данном рейтинге, сразу заняла первое место. С чем это связано и какие аккредитации имеют образовательные программы школы?
— Если говорить, в частности, о наших программах, то «Прикладная лингвистика», открытая в 2019 году, до сих пор является единственной программой в стране по подготовке специалистов в этой области на английском языке. Программа была разработана при содействии зарубежных экспертов и с опорой на лучшие мировые практики в области прикладной лингвистики. Благодаря изучению дополнительных специализаций — TESOL, медиалингвистики и конференц-перевода, а также шести дополнительных иностранных языков (немецкого, французского, испанского, китайского, корейского и турецкого), то можно отметить, что выпускники этой программы имеют высокую конкурентоспособность на рынке труда. Программа имеет аккредитацию немецкого агентства FIBAA. Однако основная наша гордость — это конечно же наши профессора и преподаватели, которые играют особую роль в реализации траектории обучения и формировании профиля выпускника программы. Это специалисты с зарубежным образованием таких университетов, как Cambridge University, University of Aberdeen, University of Leicester, Lanzhou University и других топовых университетов Европы, США и Азии, а также ведущих вузов Казахстана.
— Недавно вы посетили Soka University в Японии, где были достигнуты договоренности об увеличении количества студентов по академической мобильности. В целом, программы двойного диплома с зарубежными вузами — одна из визитных карточек школы. Как развивается международное сотрудничество и какие возможности получают студенты, проходя обучение за рубежом и стажировки в международных компаниях?
— Наш визит в Soka University в Токио стал важным этапом в развитии международного сотрудничества Высшей гуманитарной школы MNU. В рамках встречи были достигнуты договорённости об увеличении количества студентов, участвующих в программах академической мобильности, (в этом году у нас обучалось четверо ребят с Японии, и шестеро наших студентов посетили Soka University) а также обсуждены перспективы обмена преподавателями, реализации совместных курсов и открытия программы двойного диплома.
Хочу отметить, что международное сотрудничество является одним из ключевых направлений стратегического развития нашей высшей школы. Ежегодно наши ребята проходят обучение за рубежом в рамках академической мобильности, получая не только качественное образование, но и ценный опыт жизни и учёбы в мультикультурной среде. В текущем учебном году студенты ВГШ обучались в таких вузах, как: Университет Кордовы (Испания), Университет Туриба (Латвия), Университет Остравы (Чешская Республика), Северо-Западный университет (КНР), Университет Дунайварош (Венгрия), Батумский государственный университет им. Шота Руставели (Грузия), Копенгагенский университет (Дания) и конечно же, упомянутый выше Soka University (Япония).
Такие поездки позволяют студентам адаптироваться к различным образовательным системам, развивать академические и языковые навыки, а также формировать гибкое мышление и понимание разных культур, необходимые современным специалистам.
И, наверное, самым важным аспектом является то, что мы в ВГШ уделяем большое внимание программам двойного диплома, которые, как вы отметили, стали визитной карточкой нашей школы. Сегодня мы сотрудничаем с ведущими образовательными учреждениями Франции, Швейцарии и США, включая Excelia Tourism School, Swiss Education Group и Collège de Paris. Модель «3+1» предполагает обучение в течение трёх лет в MNU и один год в партнерском университете. По окончании программы студент получает два диплома — казахстанского и иностранного образца. Накануне мы также обсуждали с School of Hospitality Management Penn State University возможность реализации Split Educational Program in Hospitality Management для студентов, которые поступят к нам в 2025 году. Такой формат не только обеспечивает академическую подготовку по международным стандартам, но и включает шестимесячную оплачиваемую стажировку в компаниях гостиничного, туристического и сервисного секторов, включая отели, круизные лайнеры и авиакомпании. Наши вузы-партнёры предоставляют скидки на обучение, помогают с вопросами проживания и интеграции, а сами программы способствуют формированию профессионального портфолио и расширению карьерных возможностей.

Таким образом, благодаря формату «3+1» студенты получают два диплома, а родители, своего рода уверенность и экономию средств, потому что учёба за рубежом начинается на старших курсах, когда студент уже зрел и готов к самостоятельной жизни. Один год за границей вместо четырёх, с одной стороны, включает в себя меньше затрат, и, с другой стороны, больше спокойствия.
— Самой популярной образовательной программой ВГШ является «Переводческое дело». Есть ли в перспективе планы по запуску программы докторантуры?
— Безусловно, программа «Переводческое дело» по праву занимает одно из центральных мест в структуре Высшей гуманитарной школы Maqsut Narikbayev University. За последние годы она зарекомендовала себя как академически сильное и востребованное направление. Мы, в свою очередь, гордимся тем, что программа активно развивается: подготовка будущих специалистов в области перевода максимально приближена к реалиям профессиональной деятельности. В учебный процесс интегрированы современные технологии — синхронное оборудование Bosсh, системы переводческой памяти, а также автоматизированные и локализационные платформы, включая SDL Trados и Phrase. Полученные знания и навыки наши студенты применяют в реальных международных проектах, участвуя в синхронном и письменном переводе на форумах и мероприятиях самого высокого уровня.
Однако, на уровне докторантуры мы делаем ставку на развитие направления «Язык. Лингвистика и перевод» как фундаментальной научной области, находящейся на пересечении гуманитарных и цифровых дисциплин. Именно по этой специальности планируется запуск PhD-программы в ближайшие годы. Как вы знаете, лингвистика сегодня охватывает широкий круг актуальных вызовов, начиная от языковой политики и триязычного образования до разработки и внедрения технологий обработки естественного языка. Мы убеждены, что программа докторантуры по лингвистике позволит нам подготовить новое поколение исследователей, способных работать на стыке языка, политологии, культуры, истории и технологий. Программа будет ориентирована на развитие таких направлений, как: когнитивная лингвистика, социолингвистика, медиалингвистика и компьютерная лингвистика. Это именно те сферы, которые частично формируют интеллектуальный облик современного мира.
— ВГШ выступил организатором ряда мероприятий, среди которых первая в Центральной Азии лекция в рамках проекта Kapuscinski Lectures, Ideaton по развитию туризма г. Астаны и международная конференция SenseAble, посвященная развитию аудиодескрипции. Кроме того, школа получила зарубежный грант на популяризацию казахского языка, а курс «Русский язык как иностранный» охватил слушателей из более чем 15 стран. Насколько важны данные проекты и планируются ли новые коллаборации с отраслевыми партнёрами?
— Мы стремимся не только к высокому уровню преподавания, но и к тому, чтобы быть инициаторами значимых проектов, направленных на развитие инклюзивного образования, культурного и языкового разнообразия, а также расширение партнёрских связей. По духу нашу команду можно охарактеризовать как «целеустремлённых искателей новых горизонтов».
Так, участие MNU в международной серии Kapuscinski Lectures стало символичным, так как наша школа стала первой в Центральной Азии, которая присоединилась к этому глобальному проекту, посвящённому вопросам устойчивого развития. Лекция профессора Кембриджского университета Абхиманью Шармы о роли языковой политики в построении инклюзивного общества вызвала общественный интерес и позволила нам заявить о себе и укрепить свой статус на международной академической платформе.
В феврале 2025 года мы организовали международную конференцию SenseAble, посвящённую аудиодескрипции, на мой взгляд, очень важному инструменту обеспечения медиадоступности для людей с нарушением зрения. Конференция объединила экспертов из разных стран и внесла вклад в развитие инклюзивного культурного пространства в Казахстане, где тема медиадоступности пока остаётся, к нашему сожалению, малоразвитой.
Конечно, мы стремимся поддерживать высокий уровень всех направлений нашей школы, например, в апреле этого года прошёл Astana Urban Tourism Ideaton, организованный совместно с акиматом города и центром «Astana Tourism». Это событие стало площадкой для взаимодействия студентов, экспертов и представителей индустрии, в рамках которого были представлены конкретные решения для развития городской туристической среды.
Отдельную гордость вызывает зарубежный грант на продвижение казахского языка, благодаря которому был запущен уникальный онлайн-курс для иностранной аудитории. Он вызвал интерес у слушателей более чем из 15 стран. Мне запомнился яркий кейс: одна из участниц нашего проекта из Европы, вдохновлённая курсом, подготовила книгу о Казахстане, презентация которой вскоре состоится в Алматы.
Помимо всего выше перечисленного, одним из ключевых направлений нашей школы является развитие курса «Русский язык как иностранный», который становится не только языковым, но и культурно-дипломатическим мостом между Казахстаном и зарубежным миром. В рамках нашей программы «A Year Abroad» мы сотрудничаем со студентами старших курсов из Великобритании таких университетов как UCL, St Andrews, Cambridge, Oxford, и др., а также слушателями из Японии, Южной Кореи, Дании, ОАЭ и Франции. Мы стремимся показать нашу страну как пример государства, где мирно сосуществуют народы, культуры, традиции и современные достижения.
Безусловно, все перечисленные проекты это всего лишь часть масштабных ивентов, которые мы проводим. В ближайшее время мы планируем продолжить сотрудничество с UNDP, а также развивать совместные инициативы в сфере языковой политики, образования и туризма и активнее интегрировать научно-исследовательский компонент в образовательные проекты школы.

— Еще одним важным проектом школы является изучение дисциплины «История Казахстана» в новом формате, при котором, помимо теоретической части, студенты посещают знаковые места республики и участвуют в подготовке спектакля, посвященного историческим событиям. Помог ли данный формат развить у студентов критическое мышление и сформировать чувство национальной гордости и уважения к наследию предков?
— Данный формат преподавания курса «История Казахстана» в Maqsut Narikbayev University представляет собой современный подход, сочетающий академическую строгость с практико-ориентированными методами обучения. Основная цель этого формата — не просто передача исторических фактов, а формирование у наших ребят глубокого понимания исторических процессов, уважения к культурному наследию и чувства гордости за наш Казахстан.
Обучение включает не только классические семинарские занятия и работу с письменными источниками, но и выездные историко-туристические экскурсии по сакральным местам Казахстана. Это позволяет студентам изучать историю «вживую», непосредственно на тех ландшафтах, где она творилась. В маршрут входят такие знаковые объекты, как города Великого Шёлкового пути (Отырар, Туркестан, Тараз), сакские курганы Жетысу и Берель, петроглифы Бестерек и Теректы-Аулие. География поездок охватывает всю страну — от Жидебая на востоке до Бекет-Ата на западе, от Бурабая на севере до Туркестана на юге.
С 2024 года студенты начали выезжать и за пределы страны — в Ташкент и Самарканд. Там они изучают многовековые связи между казахским и узбекским народами, узнают об общем культурном наследии и об исторических перекрёстках Центральной Азии. С момента внедрения этой практики, а мы начали с 2013 года по март 2025 года в наших поездках приняли участие около 3 000 студентов.
Что мы особенно ценим, так это возросшая вовлечённость студентов в исторические проекты. После таких поездок они начинают самостоятельно искать дополнительную информацию, анализировать увиденное, сравнивать события прошлого с настоящим, делиться своими размышлениями с преподавателями. Не менее ценно и то, что у ребят появляется осознанное желание внести свой вклад в развитие страны.
Отдельно хочу отметить исторические постановки, которые студенты готовят по завершении модулей. Они не только закрепляют полученные знания, но и развивают критическое мышление, творческое воображение и способность работать с историческим контекстом. Участвуя в постановках, студенты исследуют биографии исторических личностей, воссоздают события и анализируют роль народа в судьбе государства. Это помогает им прочувствовать атмосферу эпох, осознать жертвы и достижения предков, понять ценность независимости и устойчивого развития. В результате формируется прочная эмоциональная и интеллектуальная связь с историческим прошлым.
Такая интеграция теории, практики и личного переживания делает процесс обучения максимально живым, осмысленным и запоминающимся. Курс «История Казахстана» в нашем университете уже не про учебную дисциплину по типовому учебному плану, а про формирование гражданской идентичности и патриотических чувств. Благодаря этому подходу история воспринимается не как далёкое прошлое, а как основа настоящего и платформа для будущего.
— Как известно, многие студенты ВГШ успешно проходят международную сертификацию (IELTS, TOEFL, TOLES, Cambridge). Как школа помогает им готовиться к этим экзаменам?
— Наш университет активно поддерживает студентов в подготовке к международным экзаменам, таким как IELTS, TOEFL, TOLES и Cambridge Exams. У студентов, изучающих вторые иностранные языки в рамках своих обязательных курсов, есть возможность подготовиться и сдать такие международные экзамены, как DELE по испанскому, DELF по французскому, HSK по китайскому, TOPIK по корейскому, TestDaf или Goethe-Zertifikat по немецкому и TYS по турецкому языкам. Эта поддержка реализуется через комплексную систему, включающую специализированные курсы и стратегические партнёрства.
Внутри школы департамент английского языка предлагает курсы подготовки к IELTS с опытными инструкторами. Помимо этого, мы являемся официальным тест-центром British Council, где студенты и внешние кандидаты могут сдать экзамен на компьютере в комфортной обстановке, с новым оборудованием. Мы уделяем особое внимание качеству проведения экзамена. Ну и к слову, IELTS признаётся в качестве вступительного экзамена при поступлении в наш университет.
Мы также признаем и TOEFL iBT. У студентов есть возможность сдачи международного экзамена TOEFL iBT также на нашей базе с участием специально обученных инвигиляторов, благодаря партнерству с ETS (USA).
Отдельно хочу отметить, что ВГШ уже на протяжении четырех лет является партнёром Cambridge Exam Centre, и это сотрудничество приносит ощутимую пользу студентам. В рамках первого курса студенты всех образовательных программ изучают программу Cambridge English и могут сдавать международные экзамены PET, FCE и CAE, признанные при трудоустройстве, подаче на стажировки и поступлении в зарубежные вузы. Студенты, выбравшие майнор TESOL, получают возможность сдать экзамен TKT (международную сертификацию), подтверждающую знание основ методики преподавания английского языка, а также пройти педагогическую практику под руководством специалистов с квалификациями CELTA, DELTA и другими международными сертификатами.
Что касается специализированных курсов английского, в рамках элективных дисциплин для студентов-переводчиков и юристов ВГШ предлагает курсы юридического английского TOLES (UK), а также корпоративные курсы для юридических компаний. Курсы TOLES Foundation (начальный уровень), TOLES Higher и Advanced (продвинутый уровень) пользуются спросом как у студентов ВГШ, так и у обучающихся в школе права.
Одним словом, ВГШ помогает студентам успешно подготовиться к международной сертификации благодаря продуманным программам, квалифицированным преподавателям и вниманию к индивидуальным потребностям.

— Видение школы — стать ведущим гуманитарно-языковым и сертификационным центром в Центральной Азии, осуществляющим языковую подготовку и выпуск специалистов социально-гуманитарного профиля по международным стандартам. Что для этого необходимо, и какие приоритеты и планы стоят перед Высшей гуманитарной школой в новом учебном году?
— «Стать ведущим гуманитарно-языковым и сертификационным центром Центральной Азии», да, для нас это не просто формулировка, а чёткий ориентир, к которому мы последовательно движемся. В новом учебном году наш фокус, конечно же, сосредоточен на укреплении академического ядра, развитии образовательных программ, расширении международных партнёрств и запуске новых образовательных и исследовательских инициатив.
В числе приоритетов у нас развитие PhD-программы по лингвистике, о которой я упоминала выше, внедрение дополнительных майноров по цифровым и прикладным аспектам гуманитарных наук, интеграция искусственного интеллекта в наши программы, а также усиление практико-ориентированной подготовки и исследовательской составляющей в таких направлениях, как язык, психология и туризм.
Мы поступательно идем к своей цели, а именно к подготовке специалистов, которые владеют языком не только как инструментом общения, но и как профессиональным, исследовательским и культурным ресурсом. Конечно, у нас амбициозные цели, задачи, желания и мечты, но все это возможно с нашей командой, энергией студентов и устойчивым вектором развития.
— Уже завтра во многих школах республики прозвенит последний звонок. Выпускников ожидают итоговые экзамены и нелегкий выбор вуза. Как считаете, почему абитуриенты должны выбрать Maqsut Narikbayev University?
— Я всегда говорю родителям и абитуриентам, что каждому выпускнику предстоит важный выбор, а именно, принять решение куда пойти дальше, чему посвятить следующие годы и с кем пройти этот путь. Maqsut Narikbayev University является не просто вузом с красивой инфраструктурой, а средой и пространством, где слышат, поддерживают и открывают возможности. У нас ребята растут не только академически, но и как личности, учатся мыслить критически, говорить уверенно и действовать ответственно.
И, конечно, я горжусь тем, что работаю с нашими профессорами, преподавателями и коллегами из административного блока, за их профессионализм и преданность делу. У нас безусловно сильные преподаватели, международные программы, живая студенческая жизнь, различные практики с первого курса и реальные перспективы, начиная от стажировок за рубежом, международных дипломов и заканчивая трудоустройством в лучших отечественных и международных компаниях.
Но самое главное, мы учим быть смелыми, открытыми и готовыми к вызовам. Поэтому, если хочется расти, учиться у лучших и верить в свои силы, то добро пожаловать в MNU. Мы вас ждём!
— Спасибо за содержательную беседу!